Христос рождается — славите!

Фото: ruvera.ru
Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у  старообрядцев   в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). 

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук  д  и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

------------

Поясняет иерей  Иоанн Севастьянов , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество  — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей  Иоанн Курбацкий , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время  «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.
 

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем  поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается  — славите!  Подробный рассказ о  рождении Исуса Христа  приводится только у евангелистов Луки и Матфея.  Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род.  Иосиф Обручник  и  Пресвятая Богородица  были потомками царя  Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме  были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему  (Мф. 2:1).

Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных  (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали  Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет  (Иер. 31:15).

Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Иосиф Обручник  был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный  праздник Рождества Христова  впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века.  Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует  сочельник  — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года  праздник Рождества Христова  является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию  Рождества Христова  сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется  сочевником  или  сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику  паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия,  с другой стороны —  изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.

В сам  праздник Рождества Христова  торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов  «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли  о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены  Романом Сладкопевцем  в VI веке. Преподобный  Иоанн Дамаскин(VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным  Козмой Маиумским  (VIII век). Праздничные стихеры написали  Анатолий, Константинопольский патриарх (V век),  Софронийи  Андрей  Иерусалимские (VII век),  Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это  монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику  Рождества Христова:


Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето.  Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Для употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же,  во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры.  По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались  колядки.  Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой.  Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки.  Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила, 
В яслях положила. 
Звезда ясно сияла, 
Трем царям путь показала — 
Три царя приходили, 
Богу дары приносили, 
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены  Рождественские гадания. 

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения  Рождества Христова  были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь.  Центральным изображением на  иконе Рождества Христова  являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос  лежит  в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Икона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Перед Господом  склоняются  волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия

Поклонение волхвов. Фреска. Каппадокия, XII в.

Икона Рожества Христова. Андрей Рублев

Храмы в честь Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным  бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом — накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в   ЕкатеринбургеКоломнеГомеле . Особенно торжественно, с молебном после Литургии, отмечают Рождество в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор  Рожества Христова Рогожской общины ),  Екатеринбургад. Андроново   Московской области и  д. Павликово   Ярославской области. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния).

Cобор РПСЦ Рожества Христова Рогожской общины. Москва

Храм РПсЦ Рожества Христова в Екатеринбурге

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в  г. Улан-Удэ   (Бурятия) и  с. Сосновка   (Украина, Полтавская область).


Дорогие усольчане! Редакция сайта сердечно поздравляет  вас со светлым праздником Рождества Христова!
Православные всего мира празднуют этот день, ставший символом Веры, Надежды и Любви, и обращающий всех нас к этим непреходящим ценностям и идеалам. 

Жить в мире, где царствуют добро и справедливость, где нет места печали, нужде и каждый миг исполнен чувством духовного торжества, - искренне желаем мы усольчанам!


Последние новости Иркутской области по теме:
Христос рождается — славите!

- Иркутск
Рождество Христово. Божественная литургия в соборе Богоявления 7 января, в праздник Рождества Христова, митрополит Иркутский и Ангарский Вадим совершил Божественную литургию в иркутском кафедральном соборе Богоявления.
02:12 08.01.2018 Иркутская епархия
- Братск
В ночь с 6 на 7 января 2018 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан совершил Рождественское Богослужение в соборе Рождества Христова г. Братска.
07:10 07.01.2018 Братск-Православный
Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме - Usolie.Info
Христос рождается — славите! - Усть-Илимск
Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи.
06:31 07.01.2018 Usolie.Info
 
По теме
Во славу Бога, христианам во спасение! В минувшие выходные во Дворце культуры «Нефтехимик» проходил четвертый региональный фестиваль «Рождество Христово славим!».
16.01.2018
 
Рождественская ёлка в Свято-Троицком храме г. Железногорск - Братск-Православный 7 января в праздник Рождества Христова в Свято-Троицком храме г. Железногорск для детей и взрослых была организована  традиционная Рождественская ёлка.
12.01.2018
Седьмого января православные ангарчане праздновали Рождество Христово. Праздник Богоявления — одна из значимых дат в церковном календаре, наряду с Пасхой и Пятидесятницей.
10.01.2018
 
Собор Пресвятой Богородицы. Архиерейское служение в Казанском храме п. Тельма 8 января митрополит Иркутский и Ангарский Вадим нанес архипастырский визит в поселок Тельма Усольского района,
09.01.2018
День 8 января, понедельник - Наш Братск Цитаты дня: *Для поддержания близких отношений наиболее важно и полезно делиться именно тем, чем «нельзя» делиться.
08.01.2018
 
Так выглядела затерянная икона до реставрационных работ. Фото: Частная коллекция Александра Снарского. - Комсомольская правда Находка является самым ранним из известных изображений небесного покровителя Иркутска Дмитрий ЗАНДАНОВ Иркутские антиквары показали иркутянам уникальный образец сибирской иконописи начала XIXвека.
13.12.2018
Круглый стол по сохранению объектов культурного наследия религиозного значения провели в Законодательном Собрании - Законодательное Собрание             Пути решения проблемы сохранения объектов культурного наследия религиозного значения обсудили в Законодательном Собрании Иркутской области.
13.12.2018
 
Последний звонок в Братской Православной Гимназии - Братск-Православный Апостол Андрей Первозванный, память которого отмечает сегодня Церковь Православная, был призван Христом и ко Христу приводил.
13.12.2018
День 13 декабря, четверг - Наш Братск Цитаты дня: *Интересный вы человек! Все у вас в порядке. Удивительно, с таким счастьем - и на свободе.
13.12.2018
Орден святого апостола Андрея Первозванного - Братск-Православный 13 декабря – день памяти святого апостола Андрея Первозванного Много ли мы знаем об апостоле Андрее?
13.12.2018
 
Введение - Братск-Православный Проповедь протоиерея Андрея Чеснокова в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
13.12.2018
В ТКЦ Братск-Арте состоялось ежегодное мероприятие «Море добра» - Братск-Православный «Человеку знать не дано Сколько времени будет он жить Но дано выбирать одно Как ему с этим временем быть» #Жить 10 декабря 2018 г. в Белом зале ТКЦ Братск-Арт состоялось ежегодное мероприятие «Море добра»,
12.12.2018
Фуры против легковушек - Газета Пятница Самые крупные аварии Иркутской области — в традиционном обзоре «Пятницы» Закон парных случаев на прошедшей неделе срабатывал у нас часто и продуктивно.
14.12.2018 Газета Пятница
В Иркутске горела поликлиника, в Зулумае сгорела школа Пожар в школе поселка Алексеевск начался после того, как технические работники в подвале школы пытались отогреть паяльной лампой перемерзшую трубу.
13.12.2018 Газета СМ Номер один
Ангарского маньяка очень расстроило лишение милицейского звания и пенсии Во время визита московских сценаристов Попков себялюбиво сообщил, что в армии у него была кличка Адриано Челентано.
13.12.2018 Газета СМ Номер один
Иркутский областной суд приговорил серийного убийцу Михаила Попкова вновь к пожизненному сроку, лишив его милицейского звания, но он всё ещё получает солидную пенсию В российской судебной практике создан прецедент:
12.12.2018 Газета Копейка
Последний звонок в Братской Православной Гимназии - Братск-Православный Апостол Андрей Первозванный, память которого отмечает сегодня Церковь Православная, был призван Христом и ко Христу приводил.
13.12.2018 Братск-Православный
Орден святого апостола Андрея Первозванного - Братск-Православный 13 декабря – день памяти святого апостола Андрея Первозванного Много ли мы знаем об апостоле Андрее?
13.12.2018 Братск-Православный
Круглый стол по сохранению объектов культурного наследия религиозного значения провели в Законодательном Собрании - Законодательное Собрание             Пути решения проблемы сохранения объектов культурного наследия религиозного значения обсудили в Законодательном Собрании Иркутской области.
13.12.2018 Законодательное Собрание
Находка является самым ранним из известных изображений небесного покровителя Иркутска Дмитрий ЗАНДАНОВ Иркутские антиквары показали иркутянам уникальный образец сибирской иконописи начала XIXвека.
13.12.2018 Комсомольская правда
В селе Тихоновка отметили 15-й день рождения местного храма В церковь Святого Уара по-прежнему стекаются люди со всех уголков мира.
06.12.2018 Газета СМ Номер один
Мечтал работать полицейским, а стал священнослужителем. Настоятель храма святителя Иннокентия митрополита Иркутского иерей Павел Гамандий в качестве миссионера приехал из Украины в поселок Чунский всего на год.
28.11.2018 Газета Областная
Oi schedriy vtornik1 - ЦБС г. Ангарска   12+ В рамках этой акции во время Декады инвалидов в отделе искусств Центральной городской библиотеки для участников «Ангарского клубного дома для инвалидов-душевнобольных» состоялся показ короткометражного документа
13.12.2018 ЦБС г. Ангарска
Изображение - Сибирские новости Премьера социально-философского спектакля «Близость» от режиссера-постановщика Марии Яшниковой пройдет в галерее Виктора Бронштейна 4 и 5 января.
13.12.2018 Сибирские новости
Фото предоставлено пресс-службой ГУ МВД России по Иркутской области - Irk.Ru Фото предоставлено пресс-службой ГУ МВД России по Иркутской области За минувшие сутки на дорогах Иркутской области произошло около 150 дорожно-транспортных происшествиях.
12.12.2018 Irk.Ru
Гиревики округа впервые стали призерами в командном зачете на Кубке области За ходом областных соревнований внимательно следили судьи.
13.12.2018 Окружная правда
«Байкал-Энергия» обыграла нижегородский «Старт» со счетом 5:4. Бывает же такое!
14.12.2018 Газета Пятница
В Иркутске состоялся IV Открытый всероссийский турнир по армейскому рукопашному бою памяти подполковника ФСБ России Павла Скороходова Все финальные поединки прошли в упорной, бескомпромиссной борьбе В соревнованиях,
12.12.2018 Газета Копейка
Переход на цифровое телерадиовещание в Иркутской области предполагается с 3 июня 2019 года - ИА Байкал Инфо Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций по федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009 – 2018 годы» утвержден план поэтапного отключения аналогового вещания обязательных о
13.12.2018 ИА Байкал Инфо
За сутки в Иркутской области было зафиксировано 150 различных ДТП, в которых пострадало десять человек, тогда как один человек погиб, сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по региону.
13.12.2018 NewIrkutsk.Ru